?

Log in

Примешь красную таблетку - войдешь в страну чудес.
Я покажу тебе, глубока ли кроличья нора...
Опыт защиты маршрута в НГК 
24th-Jul-2015 08:19 am
dance

Введение

Если ты турист из Нижегородского горного клуба и тебе хочется пойти в поход – то тебе необходимо будет прийти на защиту маршрута. Специально по вашему поводу будет собрана компетентная комиссия из экспертов района, горной техники, вашего диспетчера и верных друзей одновременно. Вас непременно будут расспрашивать о каждом вашем шаге с момента отправления из Нижнего Новгорода, зададут кучу важных вопросов для дальнейшей работы и конечно найдут непроходимый перевал из-за которого придется менять район и переделывать маршрут…

Нашей группе недавно удалось переживать подобное событие и пока все материалы свежие и голова не забита новыми воспоминаниями у меня родилась идея написать может и запоздалый, но перспективный и в будущем полезный пост. Я бы хотел рассказать о том, как мы готовились к защите маршрута, какие инструменты использовали и что принесли с собой в день Х.


Рис. 1. Маршрут группы на гугл-земле

План поста

Выбор района
Обзор отчетов по району
Перевалы на маршруте
График движения по маршруту и аварийные выходы
Подготовка к защите

Выбор района

Если начать совсем уж издалека, то надо вспомнить историю моего отца, т.е. выбор района. Между нами говоря, к следующему походу я бы не хотел тратить много времени на обсуждение района, ведь с этой демократией только время терять. А в этот раз мы взяли 16 горных хребтов и составили табличку, которая должны была помочь нам с выбором. Мы рассматривали: Климат, наилучшие сроки — Авиабилет, откуда куда и почем — Способ подъезда, цена и продолжительность — Разнообразие рельефа района — Популярность и исследованность района — Сложность перевалов, % >2А — Высотность района, оптимальная длина и продолжительность нитки — Политическая ситуация в районе — Любые комментарии. Но после визита к С.Е. с предварительными планами были направлены на покорение Джунгарского Алатау. На этом выбор района завершился, давайте думать маршрут.


Рис.
2. Табличка по выбору района

Обзор отчетов по району

Дальше мы начали исследовать выбранный район. Каждый участник нашел 3 уникальных отчета, прочитал их и составил описание в гугл-табличке, доступной всей группе. Табличка имела колонки: # — Краткое название (руководитель, категория, год) — год — сроки + кол-во дней — нитка маршрута — Кто помогал оформлять доки — заброска (точка, продолжительность, цена) — выброска () — сложность (кол-во перевалов, ключевые сложности) — Погода — Примечание.


Рис.
3. Табличка с отчетами по району

А самое главное – мы рисовали нитки маршрута на гугл-картах с точками заброски и выброски, ночевками и прочими заметками. Сразу совет на будущее – делайте это все в гугл-земле, т.к. удобнее там смотреть и обмениваться. Также большим неудобством гугл-карт в этом плане является ограничение в 10 слоев на карту, все 24 нитки в одном документе не убрались, а на разных картах не дают полной картины.


Рис. 4. Район и нитки маршрутов на гугл-картах

Покрутив карту с нарисованными нитками меня заинтересовала Южная Джунгария. Интересным показался район с точки зрения организации петель, разнообразия видов и обилием озер. Сначала Ванька составил маршрут на 18 дней, потом мы с Ольгой придумали пару петель, так все постепенно и вылилось в текущий вариант. Вся эта мыслительная деятельность проводилась с использованием хребтовки, где уже были нанесены перевалы с категориями. Непонятные перевалы экспрессно оценивались по гугл-земле или кто-то вспоминал что-то из отчетов. В результате составления таких поверхностных маршрутов получилось составить концепцию движения по району, обозначились вероятные петли на маршруте, места для закладок.

Перевалы на маршруте

Далее началась работа с изучением перевалов – их распределили по всем участникам, которые составили табличку с техническими данными перевалов. На следующих собраниях обсуждали перевалы, каждый рассказывал домашнее задание и отвечал на вопросы. Посмотрев фотографии и описания некоторых перевалов мы от них отказались, лаконично изменив маршрут. Окончательная табличка содержала следующие колонки: Название — Категория — Высота — Направление — Что соединяет — Перевальный взлет (тип склона — Длина, м — Высота, м — Крутизна, ° — Время прхжд) — Перевальный спуск (тип склона — Длина, м — Высота, м — Крутизна, ° — Время прхжд) — Особенности перевального взлета и спуска — Особенности прохождения — Время прохождения — Источники. Табличка заполнялась на основе данных Вестры, Алексея Цветкова, различных отчетов с описанием прохождения. Планируемые первопрохождения оценивались по фотографиям и информации с гугл-земли.


Рис.
5. Табличка с технической информацией о перевалах

Мы с Андреем даже делали презентации о перевалах, но к защите подготовили более надежную схему, состоящую из таблички о перевалах и переименованных и упорядоченных фотографиях перевалов.


Рис.
6. Папка с фотографиями перевалов

Мы называли снимки по шаблону: номер в табличке_перевал_фото01_рукльгод, причем названия фото01-фото06 зарезервированы для:

фото01. Вид из долины со стороны подъема

фото02. Вид на перевальный взлет со стороны подъема

фото03. Фото, на котором видна крутизна склона со стороны подъема.

фото04. Вид из долины со стороны спуска

фото05. Вид на перевальный взлет со стороны спуска

фото06. Фото, на котором видна крутизна склона со стороны спуска.

*если этих фоток нет, то все равно эти номера не используем. Все дополнительные фотографии загружайте с номерами 07, 08, 09, 10, 11, ... Например, 09_Купол_фото09_Щербина2014. Таким образом на защите можно было легко найти нужный перевал, да и просто пролистав весь каталог можно было быстро пробежаться по трудностям маршрута.

График движения по маршруту и аварийные выходы

Примерно на этом же этапе мы оценили время прохождения перевалов и начали планировать ночевки. С маршрутом мы работали через гугл-землю и через программу SAS.Planet, где в удобной форме находилась хребтовка нашего района. Туда также можно было импортировать нитку из гугл-земли. Мы начали составлять график движения по маршруту, расставляя ночевки, планируя места для закладок и дневок. Особое внимание мы уделяли наборы высоты и километражу дня, отдельно анализировали вес рюкзаков на этом этапе – стараясь в начале маршрута идти много под «супертяжелыми» рюкзаками. К этому времени мы уже хорошо знали район и почти сразу же находили решения каким-то возникающим проблемам по превышению километража или набора. После всего этого прикинули аварийные выходы с маршрута, штурману поручено распланировать движение в случае схода с маршрута в любой точке маршрута.


Рис.
7. Хребтовка и экспортированная нитка в программе SAS.Planet

Подготовка к защите

На собрании группы перед защитой мы попросили девушек группы нарисовать маршрут на карте генштаба, а не на хребтовке. Расспрашивали их о перевалах, сами о чем-то задумывались и может что-то меняли. Девушки рассказывали по 1 дню, друг за другом по кругу, следя до конца за развитием событий на маршруте. Принимающая эстафету вкратце описывала предыдущий день, еще раз закрепляя материал. Не знаю как девушки, но Ванька на защите рассказал весь маршрут без табличек с полным описанием техники прохождения перевалов и набором высоты по дням :Р


Рис.
8. График движения по дням

Для представления исчерпывающей информации о маршруте нам понадобились:

1. График движения по маршруту для опоры комиссии

2. Карта и хребтовка с нанесенным маршрутом и ночевками

3. Табличка с техническим описанием перевалов, чтобы быстро освежить память, если что-то забудется

4. Оффлайновые фотографии перевалов, изящно организованные по именам

5. Гугл-земля с треком, для оценки наборы высоты и т.д.


Рис.
9. Каталог фото перевалов

Глубокоуважаемая комиссия претензий по маршруту не высказывала, но, как и положено не допустила к походу, пока не продумаем тщательно отъезды и подъезды. Но это уже другая история и другие 33 таблички.

Comments 
24th-Jul-2015 06:04 am (UTC)
Очень масштабно и подробно - здорово!
Всем в пример =)
24th-Jul-2015 06:28 am (UTC)
Годно. Все б так готовились.
24th-Jul-2015 07:03 am (UTC)
Вот молодцы!
24th-Jul-2015 08:09 am (UTC) - Очень серьезный труд, молодцы!
На перевале №74 поищите тур и записку как можно тщательнее. Есть большое подозрение, что в 1991 году этот перевал прошел Серебряков, так как 16 июля 1991 года он прошел и пер. Скорпион и пер. Каскадный в один день.

А ночевку на пер. Кошема лучше не делать. Лучше его пройти за день и к ночи спуститься к воде. Впрочем, на месте разберетесь, про отсутствие воды знаете.

Edited at 2015-07-24 08:15 am (UTC)
28th-Jul-2015 07:31 pm (UTC)
Вы молодцы! поражаюсь детальности проработки маршрута, она вселяет уверенность, что пройдёте как задумано, чего вам и желаю!
This page was loaded Jul 21st 2017, 10:37 pm GMT.